Русский

English

Незабытый Осовец

назад

 

В годы Первой мировой войны Европу потрясла история героической обороны приграничной русской крепости Осовец. Ее защитники ценой собственной жизни сдержали страшный удар германской военной машины, приняв мученическую смерть за Веру, Царя и Отечество.

Болота стратегического значения

Небольшая крепость Осовец была построена незадолго до начала войны и имела важное стратегическое значение. Она располагалась в 23 км от границы с Восточной Пруссией, являясь транспортным узлом, открывавшим с Запада дорогу на Вильно, Гродно, Минск и Брест. Географически ее местоположение было очень выгодным: болотистая долина реки Бобр была практически непроходима. Про эти "стратегические" болота даже ходила такая песня:

Там, где миру конец,

Стоит крепость Осовец,

Там страшнейшие болота,

Немцам лезть в них не охота.

В самый решающий момент войны Осовец заслонил собой 53-километровый интервал между армиями фронта и ценой жизни целого гарнизона задержал продвижение врага вглубь русской территории.

 

"Национальный дух скоро возродится"

В 1915 году положение на фронтах Первой Мировой резко ухудшилось. На границе с Восточной Пруссией уже пали несколько русских крепостей. Немцы неуклонно продвигались к Осовцу. В это страшное время "великого отступления", когда крепость на Бобре уже была неоднократно атакована неприятелем, ее неожиданно посетил сам государь-император Николай Александрович. "Он побывал на одном из фортов и зашел в Покровскую церковь, пострадавшую при бомбардировке. Перекрестился перед образом святителя Николая Чудотворца, который подарил этому храму в мирном 1897 году. При разговоре со священником спросил, было би страшно при бомардировке. Тот ответил:

- Нет, ваше императорское величество. Только мне скучно стало, когда снаряды стали ложиться близ церкви, и я пошел в храм.

А солдаты, измученные боями на передовых позициях и оборонительными работами в крепости, и привыкшие к реву снарядов и взрывам, шутили: «Пущай немец постреляет, по крайней мере, - выспимся».

Государь понял, что боевой дух русского солдата сломить невозможно. «Национальный дух скоро возродится», - уверенно сказал он.

"Атака мертвых"

Атаки неприятеля на Осовец начались зимой 1915 года. Самый страшный, ураганный обстрел длился непрерывно с 25 февраля до 3 марта. Немцы привезли под крепость четыре «большие Берты» - жабообразные осадные мортиры, чьи 800-килограммовые снаряды проламывали 2-метровые стальные и бетонные перекрытия, оставляя огромные воронки диаметром 8-12 м.

«Вся крепость была окутана дымом, сквозь который то в одном, то в другом месте вырывались огромные огненные языки от взрыва снарядов; столбы земли, воды и целые деревья летели вверх; земля дрожала, и казалось, что ничто не может выдержать такого ураганного огня. Казалось, что ни один человек не выйдет целым из этого урагана огня и железа». Командование просило защитников цитадели продержаться хотя бы сутки. А крепость сопротивлялась врагу 190 дней.

Не имея возможности взять Осовец ни штурмом, ни осадой, немцы решили применить отравляющие газы. 6 августа 1915 года в 4 часа утра на русские позиции медленно потек удушливый темно-зеленый туман из смеси хлора с бромом. Через 10 минут огромная ядовитая волна накрыла русских бойцов, у которых не было противогазов. Вскоре «все живое на открытом воздухе на плацдарме крепости было отравлено насмерть. Медные предметы - части орудий и снарядов, умывальники, баки и прочее - покрылись толстым зеленым слоем окиси хлора; предметы продовольствия, хранящиеся без герметичной укупорки - мясо, сало, масло, овощи оказались отравленными и непригодными для употребления».

Уверенные в том, что оборонявший крепость гарнизон мертв, воодушевленные призраком легкой победы немцы пошли в атаку. А дальше случилось то, что до сих пор не поддается никакому логическому объяснению.

«Когда германцы приблизились к окопам, из густо-зеленого хлорного тумана на них неожиданно обрушилась контратакующая русская пехота. Бойцы шли в штыковую атаку с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Это были остатки Осовецкого гарнизона. Их было чуть более 60 человек, но они ввергли противника в такой неописуемый ужас, что германские пехотинцы, не приняв боя, ринулись назад, затаптывая друг друга и повисая на собственных проволочных ограждениях. И по ним с окутанных хлорными клубами русских батарей стала бить умирающая, но не стихающая артиллерия. Несколько десятков полуживых русских бойцов обратили в бегство более трех тысяч германских пехотинцев! Это беспримерное сражение вошло в историю как легендарная "атака мертвецов".

Защитники крепости Осовец еще раз доказали, что человек был и остается главным орудием борьбы, а его вера в успех сильней любой артиллерии, даже самой сверхмощной».

Герои известные и неизвестные

Героическую оборону крепости Осовец возглавляли два коменданта. Сначала - генерал-лейтенант Карл-Август Александрович Шульман, а затем - генерал-майор Николай Александрович Бржозовский. Оба - выдающиеся военачальники, орденоносцы, Георгиевские кавалеры, настоящие отцы-командиры для своих солдат. Решительный и бесстрашный комендант Шульман, когда к нему прибыл немецкий офицер с циничным предложением полмиллиона немецких марок за сдачу крепости, не просто ответил решительным отказом, но обещал повесить парламентера, когда крепость устоит. А по приказу коменданта Бржозовского «бросить в атаку все, что можно» состоялась знаменитая «атака мертвецов».

Среди офицеров, прославивших Осовец, наиболее известен Сергей Александрович Хмельков. Во время боев за цитадель он руководил оборонительными работами, был дважды контужен и получил сильнейшее отравление газами, но выжил и спустя нескохько лет написал книгу о родной крепости, рассказав всю правду о мужестве ее защитников.

Через несколько лет после окончания героической обороны Осовца весь мир узнал еще одного героя, чье имя осталось неизвестным, но подвиг - бессмертным. В 1924 году при исследовании подвалов разрушенной крепости был обнаружен живой русский солдат. Как оказалось, при уничтожении Осовца взрывом, были засыпаны подземные склады с амуницией и продовольствием, и часовой, стоявший на посту, не смог выбраться наружу. Он девять лет жил практически в кромешной темноте, питался тушенкой и сгущенкой, воевал с крысами, но не потерял счет времени. Когда в узком отверстии вентиляционнои шахты угасал бледный лучик света, он делал на стене зарубку. Каждую субботу был «банный день»: он шел в отделение склада, где хранилось обмундирование, и брал из тюка чистую пару солдатского белья и новые портянки. Но более всего поразительно то, что он, даже в темном подвале остававшийся защитником Отечества, держал в абсолютной исправности свое оружие: его винтовка была хорошо вычищена, а затвор и ствол смазаны маслом. Когда безымянного защитника Осовца вывели на свет, он моментально ослеп,

Русские не сдаются

По приказу высшего командования русские все-таки оставили Осовец, когда его оборона потеряла смысл. "В ночь на 24 августа 1915 года саперы взорвали все, что уцелело от немецкого огня. Врагу не оставили ни патрона, ни снаряда, на даже банки консервов. Комендант Бржозовский последним покидал опустевшую цитадель. Посмотрев еще раз на свою измученную, но непобедимую крепость, он сам повернул ручку взрывного устройства. Раздался страшный грохот, в небо взметнулись фонтаны земли вперемежку с кирпичами и кусками железобетона". "Русские не сдаются!" - с тех пор эти слова стали символом несгибаемости русского национального духа. Осовец никогда не будет забыт.

 

Татьяна Грудкина

 

Опубликовано с разрешения журнала "Славянка", номер май-июнь 2013 г.

 

К списку статей...

 

 

Rambler's Top100

Статьи о моделировании парусников Мои работы Обо мне Связь НА   ГЛАВНУЮ