Технология
сборки
В общих чертах технология
изготовления парусника в бутылке довольно проста. Сначала модель строится
на столе с учетом дальнейшего членения и сборки-разборки. После этого
парусник разбирается и начинается финишная сборка внутри бутылки при помощи
специального инструмента. Вот этот самый инструмент и является фирменным
ноу-хау, которым мастера не расположены делиться. В современной интерпретации
он представляет собой обычно гибкий вал с цанговым захватом на конце.
А для нанесения микроскопических капель клея используют длинные медицинские
иглы. Саму сборку модели начинают с самого дальнего от горлышка элемента,
чтобы в процессе изготовления старые части не заслоняли вновь устанавливаемые.
Чем длиннее и уже бутылочное горлышко, чем полнее заполнен моделью объем
бутылки, чем больше элементов в конструкции парусника - тем более высоко
модель оценивается как на соревнованиях, так и на аукционах.
Ниже показан процесс сборки русского линкора "Слава Екатерины".
|
|
|
|
Вначале в бутылку помещается нижняя часть корпуса |
Корпус приклеивается на подставку внутри бутылки |
Самая ответственная часть - мачты аккуратно складываются назад |
Ювелирная работа - по миллиметру мачты протаскиваются сквозь горлышко |
|
|
|
|
Верхняя палуба с мачтами зашла в бутылку без поломок |
Склеиваем половинки корпуса - теперь парусник невозможно извлечь |
Специальным крючком осторожно выпрямляем мачты |
Ответственная операция - по одной нити натягиваем такелаж |
|
|
|
|
Приклеиваем нити к бушприту и аккуратно отрезаем их излишки |
Пинцетом через горлышко наклеиваем мелкие недостающие детали |
Заготовки для классики жанра - заклинивание пробки. Секрет - в нити |
Последняя капелька клея - теперь парусник закупорен окончательно |
Существует как минимум 14 основных технологий сборки, или, на профессиональном
жаргоне, "запузыривания" модели в бутылку. У каждого мастера
она своя. Подводные лодки, например, нарезают долями, а потом собирают
внутри бутылки, тщательно заклеивая швы. Но высший пилотаж - парусники.
Полностью собираемые из мельчайших деталей внутри бутылки корабли - очень
большая редкость, ввиду многомесячного процесса сборки. Более массовая
технология подразумевает заваливание мачт парусника назад, для облегчения
прохождения через бутылочное горлышко. Основная хитрость такой схемы -
шарниры, которыми мачты крепятся к палубе. Второе ноу-хау - снасти, за
которые поднимаются мачты внутри бутылки. Кроме того что они выполняют
функцию подъема, снасти должны соответствовать реальному такелажу. На
хорошо сделанном паруснике снасти натянуты как струна - только тогда создается
ощущение ветра в бутылке.
Если мачты можно поднять одновременно - замечательно. На
сложных моделях это не всегда возможно - тогда мачты поднимаются не спеша
и поодиночке. После натягивания такелажа, специальной проволочкой с закрепленном
на конце кусочком лезвия обрезаются все нитки на бушприте. После чего
начинается финишная отделка корабля: тончайшим пинцетом устанавливаются
на клею пушки, шлюпки, вымпелы и другие мелкие детали. Главное - не заляпать
клеем бутылку изнутри, тогда работа считается браком.
|