Русский

English

Технология сборки

В общих чертах технология изготовления парусника в бутылке довольно проста. Сначала модель строится на столе с учетом дальнейшего членения и сборки-разборки. После этого парусник разбирается и начинается финишная сборка внутри бутылки при помощи специального инструмента. Вот этот самый инструмент и является фирменным ноу-хау, которым мастера не расположены делиться. В современной интерпретации он представляет собой обычно гибкий вал с цанговым захватом на конце. А для нанесения микроскопических капель клея используют длинные медицинские иглы. Саму сборку модели начинают с самого дальнего от горлышка элемента, чтобы в процессе изготовления старые части не заслоняли вновь устанавливаемые. Чем длиннее и уже бутылочное горлышко, чем полнее заполнен моделью объем бутылки, чем больше элементов в конструкции парусника - тем более высоко модель оценивается как на соревнованиях, так и на аукционах.
Ниже показан процесс сборки русского линкора "Слава Екатерины".


Вначале в бутылку помещается нижняя часть корпуса
Корпус приклеивается на подставку внутри бутылки Самая ответственная часть - мачты аккуратно складываются назад Ювелирная работа - по миллиметру мачты протаскиваются сквозь горлышко
Верхняя палуба с мачтами зашла в бутылку без поломок Склеиваем половинки корпуса - теперь парусник невозможно извлечь Специальным крючком осторожно выпрямляем мачты Ответственная операция - по одной нити натягиваем такелаж
Приклеиваем нити к бушприту и аккуратно отрезаем их излишки Пинцетом через горлышко наклеиваем мелкие недостающие детали Заготовки для классики жанра - заклинивание пробки. Секрет - в нити Последняя капелька клея - теперь парусник закупорен окончательно


Существует как минимум 14 основных технологий сборки, или, на профессиональном жаргоне, "запузыривания" модели в бутылку. У каждого мастера она своя. Подводные лодки, например, нарезают долями, а потом собирают внутри бутылки, тщательно заклеивая швы. Но высший пилотаж - парусники. Полностью собираемые из мельчайших деталей внутри бутылки корабли - очень большая редкость, ввиду многомесячного процесса сборки. Более массовая технология подразумевает заваливание мачт парусника назад, для облегчения прохождения через бутылочное горлышко. Основная хитрость такой схемы - шарниры, которыми мачты крепятся к палубе. Второе ноу-хау - снасти, за которые поднимаются мачты внутри бутылки. Кроме того что они выполняют функцию подъема, снасти должны соответствовать реальному такелажу. На хорошо сделанном паруснике снасти натянуты как струна - только тогда создается ощущение ветра в бутылке.

Если мачты можно поднять одновременно - замечательно. На сложных моделях это не всегда возможно - тогда мачты поднимаются не спеша и поодиночке. После натягивания такелажа, специальной проволочкой с закрепленном на конце кусочком лезвия обрезаются все нитки на бушприте. После чего начинается финишная отделка корабля: тончайшим пинцетом устанавливаются на клею пушки, шлюпки, вымпелы и другие мелкие детали. Главное - не заляпать клеем бутылку изнутри, тогда работа считается браком.


Rambler's Top100

Статьи о моделировании парусников Мои работы Обо мне Связь НА   ГЛАВНУЮ