Русский

English

Подвиг крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" при Чемульпо 27 янв 1904г.

назад

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу
Любовь к отеческим гробам
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его...

А.С. Пушкин, 1830г.

Если вы выстрелите в свое прошлое из пистолета, то будущее ответит вам из пушки...

поэт Расул Г. Гамзатов

В Филадельфии 19 октября 1899 г. был спущен на воду легкий крейсер, заложенный по заказу русского правительства. Его водоизмещение равнялось 6500 т, мощность паровой машины около 16 000 л. с. позволяла развить скорость 23 уз. Вооружение корабля состояло из двенадцати 152-мм, двенадцати 75-мм, двух 64-мм, восьми 47-мм, двух 37-мм орудий и шести однотрубных торпедных аппаратов. Но не красивый внешний вид и не мощное вооружение снискали славу этому кораблю. Свое гордое имя «Варяг» крейсер увековечил благодаря высокому мастерству, мужеству, бесстрашию и героизму русских моряков, проявленным пять лет спустя после рождения корабля в сражении с численно превосходящими силами противника.

Спуск на воду в доке
Вид на рубку
Корабельная церковь

Первым испытанием для крейсера стал переход из Филадельфии в Балтийское море, но моряки выдержали его с честью. Успешно пройдя пять тысяч миль, «Варяг» 3 мая 1901 г. отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Недолго было пребывание корабля в родных водах. получен новый приказ - следовать на Дальний Восток для усиления боевого состава Тихоокеанской эскадры. Преодолев Атлантический, Индийский, Тихий океаны, несколько морей, 25 февраля 1902 г. «Варяг» подошел к Порт-Артуру.

"Варяг" и броненосец "Полтава" в западном бассейне Порт-Артура 1902г.
Матросы и унтер-офицеры "Варяга" 1902г.

В это время обстановка на Дальнем Востоке крайне обострилась. Япония, подстрекаемая Англией и США, активно готовилась к войне с Россией. Со дня на день можно было ожидать нападения, поэтому появление каждого нового корабля поднимало настроение и боевой дух матросов, вселяло уверенность в победе.

Командование крейсером принял в марте 1903 г. капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев. Назначение Руднева на новый корабль нельзя считать случайным. Значительную часть своей жизни Всеволод Федорович, сын кадрового флотского офицера, провел в море, приобрел богатый опыт плавания. Ему посчастливилось участвовать в кругосветном плавании в 1880-1883 гг. на крейсере «Африка». Командирские качества оттачивал, командуя кораблями «Котлинa», «Выборг», «Скат», «Гремящий», «Адмирал Грейг» и «Чародейка». Мало кто мог сравниться с Рудневым в искусстве швартовки корабля, выполнении маневров, в умении найти выход из сложного положения, принять самостоятельное решение, нередко не совпадающее с решением вышестоящих начальников. Руднев любил порядок и свой корабль, считал службу делом своей жизни, пользовался авторитетом у команды корабля.

Командир крейсера "Варяг" капитан 1-го ранга В.Ф.Руднев
Крейсер I ранга "Варяг". Модель изготовлена на заводе Крампа в Филадельфии одновременно с постройкой крейсера.

Перед новым командиром стояла нелегкая задача - обеспечить ремонт «Варяга», устранить целый ряд неисправностей, главным образом в его котлах - эти недостатки были заложены еще в проекте корабля. Решалась и вторая не менее важная задача - обеспечение высокой боевой готовности корабля.

«Варяг» вышел в море 16 декабря. Штурман проложил курс в порт Чемульпо. Командиру крейсера Рудневу предписывалось обеспечить надежную связь между Порт-Артуром и Сеулом, а также выяснить намерения Японии, которая готовилась оккупировать Корею.

В корейском порту Чемульпо было «тесно» от стоявших там боевых кораблей и торговых судов различных государств. На рейде и в самом порту бросили якоря русский крейсер «Боярин», канонерская лодка «Гиляк», крейсеры: итальянский «Эльба», английские «Кресси» и «Тэлбот», япоский «Чиода», германский «Ганза», французский «Адмирал де Гейдон», французский стационер «Паскаль» и др. Над портом города стояла напряженная тишина, нарушаемая лишь вы­стрелами приветственных салютов. Вскоре канонерская лодка «Гиляк» снялась и ушла в Порт-Артур. Вместо нее 5 января в Чемульпо прибыла канонерская лодка «Кореец».

Командир канонерской лодки "Кореец" капитан 2-го ранга Г.П. Беляев
Канонерская лодка "Кореец". Построена в Стокгольме на верфи Бергзунд по проекту русского корабельного инженера Мустафина в 1886-88гг.

В. Ф. Руднев чувствовал приближение войны, обстановка накалялась с каждым днем. Повсюду строились японские склады, открыто закупались продовольствие, уголь, взрывчатка, в гражданской одежде в город прибывали японские солдаты и офицеры, в порту готовились для возможной десантной операции вспомогательные суда. Руднев, обеспокоенный, как он считал, небезопасной стоянкой в Чемульпо боевых русских кораблей, отправлял в Порт-Артур одно за другим тревожные донесения. Однако все эти донесения должной оценки не получили.

Наконец произошел разрыв дипломатических отношений между Россией и Японией. О нем стало известно 24 января1904 г. А через два дня началась русско-японская война, которая была официально объявлена 28 января.

«Кореец» 26 января должен был выйти в Порт-Артур. Однако в море путь ему преградили шесть японских крейсеров и три транспорта, которые атаковали наконец русскую лодку. Не подозревавший о разрыве дипломатических отношений ме­жду двумя странами командир «Корейца» капитан 2-го ранга Г. П. Беляев, посчитав, что это провокация, в бой не вступил. Видя, что ему не прорваться, он принял решение вернуться в порт. Значительно позже стало ясно: японцы не хотели выпускать из порта свидетеля их вторжения в воды Кореи. Обо всем случившимся Беляев подробно доложил командиру «Варяга». Руднев отдал приказ готовиться к бою.

Напряжение достигло наивысшего предела. Торпедные аппараты японских миноносцев были повернуты в сторону русских кораблей. В любую минуту мог последовать залп. Но и русские матросы всю ночь не смыкали глаз, стоя у заряженных орудий.

На следующий день, 27 января, командиры стоявших в порту иностранных кораблей получили уведомление командующего японской эскадрой адмирала Уриу о том, что он предполагает напасть и уничтожить русские корабли, если они до полудня не покинут Чемульпо . Иностранцам же было настоятельно рекомендовано уйти от места готовившегося сражения и во избежание неприятностей держаться как можно дальше. Дерзость и вопиющее нарушение международного права, проявленные японским адмиралом, не получили должного отпора со стороны командиров иностранных кораблей. И хотя они направили Уриу «энергичный протест», в котором указали командующему японской эскадрой на недопустимость подобных действий, они не предприняли ничего, чтобы осадить зарвавшегося адмирала. Под предлогом невозможности нарушения нейтралитета иностранцы отказали в просьбе Руднева сопроводить «Варяг» и «Кореец» при выходе из порта Чемульпо. К тому же в своем «протесте» командиры иностранных кораблей обя­зались в случае отказа русских выйти из Чемульпо занять в порту безопасные для них места.

Японцы, имея значительный перевес в силах, рассчитывали, что русские не отважатся вступить с ними в бой и сдадутся на милость победителя. Уриу уже виделись Японские флаги на русских кораблях. Но в своих расчетах он не учел одного - высокого морального духа русских моряков, воспитанных на замечательных традициях отечественного военно-морского флота. Из поколения в поколение передается святая заповедь, записанная еще Петром 1 в первом Морском уставе:

«Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги... »

Командир «Варяга» В. Ф. Руднев принял решение вступить в бой и попытаться прорваться сквозь бронированный строй Японской эскадры, в случае же неудачи - взорвать крейсер. Взрыв было поручено произвести ревизору крейсера мичману Н. И. Черниловскому-Соколу.

Проинформировав о своем решении старшего на рейде командира английского крейсера «Тэлбот», Руднев прика­зал построить личный состав «Варяга». Моряки, чувствуя важность и торжественность момента, надели чистую оде­жду. Командир медленно шел вдоль строя, внимательно вглядываясь в серьезные лица подчиненных. Ни тени страха - только решительность и твердость читал он на них. Остановившись посредине строя, командир сообщил морякам об ультиматуме японцев:

«Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть - мы не сдадим крейсера и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать.»

 

продолжение

 

К списку статей...

 

 

Rambler's Top100

Статьи о моделировании парусников Мои работы Обо мне Связь НА   ГЛАВНУЮ