Подвиг крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" при Чемульпо 27 янв 1904г.Два чувства дивно близки нам -
|
Спуск на воду в доке |
Вид на рубку |
Корабельная церковь |
Первым испытанием для крейсера стал переход из Филадельфии в Балтийское море, но моряки выдержали его с честью. Успешно пройдя пять тысяч миль, «Варяг» 3 мая 1901 г. отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Недолго было пребывание корабля в родных водах. получен новый приказ - следовать на Дальний Восток для усиления боевого состава Тихоокеанской эскадры. Преодолев Атлантический, Индийский, Тихий океаны, несколько морей, 25 февраля 1902 г. «Варяг» подошел к Порт-Артуру.
"Варяг" и броненосец "Полтава" в западном бассейне Порт-Артура 1902г. |
Матросы и унтер-офицеры "Варяга" 1902г. |
В это время обстановка на Дальнем Востоке крайне обострилась. Япония, подстрекаемая Англией и США, активно готовилась к войне с Россией. Со дня на день можно было ожидать нападения, поэтому появление каждого нового корабля поднимало настроение и боевой дух матросов, вселяло уверенность в победе.
Командование крейсером принял в марте 1903 г. капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев. Назначение Руднева на новый корабль нельзя считать случайным. Значительную часть своей жизни Всеволод Федорович, сын кадрового флотского офицера, провел в море, приобрел богатый опыт плавания. Ему посчастливилось участвовать в кругосветном плавании в 1880-1883 гг. на крейсере «Африка». Командирские качества оттачивал, командуя кораблями «Котлинa», «Выборг», «Скат», «Гремящий», «Адмирал Грейг» и «Чародейка». Мало кто мог сравниться с Рудневым в искусстве швартовки корабля, выполнении маневров, в умении найти выход из сложного положения, принять самостоятельное решение, нередко не совпадающее с решением вышестоящих начальников. Руднев любил порядок и свой корабль, считал службу делом своей жизни, пользовался авторитетом у команды корабля.
Командир крейсера "Варяг" капитан 1-го ранга В.Ф.Руднев |
Крейсер I ранга "Варяг". Модель изготовлена на заводе Крампа в Филадельфии одновременно с постройкой крейсера. |
Перед новым командиром стояла нелегкая задача - обеспечить ремонт «Варяга», устранить целый ряд неисправностей, главным образом в его котлах - эти недостатки были заложены еще в проекте корабля. Решалась и вторая не менее важная задача - обеспечение высокой боевой готовности корабля.
«Варяг» вышел в море 16 декабря. Штурман проложил курс в порт Чемульпо. Командиру крейсера Рудневу предписывалось обеспечить надежную связь между Порт-Артуром и Сеулом, а также выяснить намерения Японии, которая готовилась оккупировать Корею.
В корейском порту Чемульпо было «тесно» от стоявших там боевых кораблей и торговых судов различных государств. На рейде и в самом порту бросили якоря русский крейсер «Боярин», канонерская лодка «Гиляк», крейсеры: итальянский «Эльба», английские «Кресси» и «Тэлбот», япоский «Чиода», германский «Ганза», французский «Адмирал де Гейдон», французский стационер «Паскаль» и др. Над портом города стояла напряженная тишина, нарушаемая лишь выстрелами приветственных салютов. Вскоре канонерская лодка «Гиляк» снялась и ушла в Порт-Артур. Вместо нее 5 января в Чемульпо прибыла канонерская лодка «Кореец».
Командир канонерской лодки "Кореец" капитан 2-го ранга Г.П. Беляев |
Канонерская лодка "Кореец". Построена в Стокгольме на верфи Бергзунд по проекту русского корабельного инженера Мустафина в 1886-88гг. |
В. Ф. Руднев чувствовал приближение войны, обстановка накалялась с каждым днем. Повсюду строились японские склады, открыто закупались продовольствие, уголь, взрывчатка, в гражданской одежде в город прибывали японские солдаты и офицеры, в порту готовились для возможной десантной операции вспомогательные суда. Руднев, обеспокоенный, как он считал, небезопасной стоянкой в Чемульпо боевых русских кораблей, отправлял в Порт-Артур одно за другим тревожные донесения. Однако все эти донесения должной оценки не получили.
Наконец произошел разрыв дипломатических отношений между Россией и Японией. О нем стало известно 24 января1904 г. А через два дня началась русско-японская война, которая была официально объявлена 28 января.
«Кореец» 26 января должен был выйти в Порт-Артур. Однако в море путь ему преградили шесть японских крейсеров и три транспорта, которые атаковали наконец русскую лодку. Не подозревавший о разрыве дипломатических отношений между двумя странами командир «Корейца» капитан 2-го ранга Г. П. Беляев, посчитав, что это провокация, в бой не вступил. Видя, что ему не прорваться, он принял решение вернуться в порт. Значительно позже стало ясно: японцы не хотели выпускать из порта свидетеля их вторжения в воды Кореи. Обо всем случившимся Беляев подробно доложил командиру «Варяга». Руднев отдал приказ готовиться к бою.
Напряжение достигло наивысшего предела. Торпедные аппараты японских миноносцев были повернуты в сторону русских кораблей. В любую минуту мог последовать залп. Но и русские матросы всю ночь не смыкали глаз, стоя у заряженных орудий.
На следующий день, 27 января, командиры стоявших в порту иностранных кораблей получили уведомление командующего японской эскадрой адмирала Уриу о том, что он предполагает напасть и уничтожить русские корабли, если они до полудня не покинут Чемульпо . Иностранцам же было настоятельно рекомендовано уйти от места готовившегося сражения и во избежание неприятностей держаться как можно дальше. Дерзость и вопиющее нарушение международного права, проявленные японским адмиралом, не получили должного отпора со стороны командиров иностранных кораблей. И хотя они направили Уриу «энергичный протест», в котором указали командующему японской эскадрой на недопустимость подобных действий, они не предприняли ничего, чтобы осадить зарвавшегося адмирала. Под предлогом невозможности нарушения нейтралитета иностранцы отказали в просьбе Руднева сопроводить «Варяг» и «Кореец» при выходе из порта Чемульпо. К тому же в своем «протесте» командиры иностранных кораблей обязались в случае отказа русских выйти из Чемульпо занять в порту безопасные для них места.
Японцы, имея значительный перевес в силах, рассчитывали, что русские не отважатся вступить с ними в бой и сдадутся на милость победителя. Уриу уже виделись Японские флаги на русских кораблях. Но в своих расчетах он не учел одного - высокого морального духа русских моряков, воспитанных на замечательных традициях отечественного военно-морского флота. Из поколения в поколение передается святая заповедь, записанная еще Петром 1 в первом Морском уставе:
«Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги... »
Командир «Варяга» В. Ф. Руднев принял решение вступить в бой и попытаться прорваться сквозь бронированный строй Японской эскадры, в случае же неудачи - взорвать крейсер. Взрыв было поручено произвести ревизору крейсера мичману Н. И. Черниловскому-Соколу.
Проинформировав о своем решении старшего на рейде командира английского крейсера «Тэлбот», Руднев приказал построить личный состав «Варяга». Моряки, чувствуя важность и торжественность момента, надели чистую одежду. Командир медленно шел вдоль строя, внимательно вглядываясь в серьезные лица подчиненных. Ни тени страха - только решительность и твердость читал он на них. Остановившись посредине строя, командир сообщил морякам об ультиматуме японцев:
«Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть - мы не сдадим крейсера и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать.»