Бой крейсера "Варяг" и лодки "Кореец" с японской эскадрой
Модель крейсера "Варяг" в бутылке. Заказчик модели крейсера "Варяг" - внук последнего капитана крейсера "Варяг" фон Дейна - доктор Майкл Фульда с автором.
110 лет Подвига "Варяга". Вручение внуку национального Героя России, командира "Варяга" В.Ф. Руднева, Никите Пантелеймоновичу Рудневу модели "Варяга" в бутылке автором
Канонерская лодка "Кореец". Бутылка 3л, диаметр горлышка 25 мм.
«Кореец» - русская парусно-винтовая канонерская лодка, головной корабль в серии, участник героического боя крейсера «Варяг» с японской эскадрой в 1904 г. Построен в 1886 году на заводе «Бергзунд» в Стокгольме под наблюдением инженера-поручика А.И. Мустафина. Имел развитый таранный форштевень, броневую палубу, деревянную и медную обшивки поверх стального корпуса и в подводной части для защиты от коррозии и обрастания. Исполнял в составе Сибирской флотилии посыльную службу, был стационером во всех крупных портах Китая, Японии и Кореи. В марте 1885 года ввиду угрозы войны с Японией «Кореец» и однотипный «Манджур» вышли из Владивостока в Чифу на соединение с русскими эскадрами Средиземного моря и Тихого океана. В 1900 году во время международной операции по освобождению осажденных в Пекине дипломатических представительств европейских держав, «Кореец» выдержал бой с батареями фортов Таку. 27 января 1904 года вместе с крейсером «Варяг» вступил в неравный бой с японской эскадрой при попытке прорыва из Чемульпо в Порт-Артур (командир - капитан 2 ранга Г.П. Беляев). В ходе боя тяжелые орудия «Корейца» нанесли повреждения японским крейсерам у о. Йодольми. В частности, командир корабля видел попадание в японский крейсер «Акаси». Во избежание захвата врагом, «Кореец» был взорван на рейде. Экипажи обоих кораблей приняли на борт иностранные корабли. По возвращении на родину все они были награждены орденами и медалями. Водоизмещение 1213 т, длина 63,7 м, ширина 10,7 м, осадка 3,2 м, мощность паровых машин 1550 кВт, скорость 13,5 узлов, экипаж 174 человека. Вооружение – торпедный аппарат (нос), разнообразная артиллерия шести калибров, включая две тяжелые пушки 203 мм и одну – 152 мм.
Японский бронепалубный крейсер "Акаси" 1899г. Бутылка 3л, диаметр горлышка 25 мм.
Японский легкий крейсер «Акаси» был построен в 1899 году в Японии. В ходе сражения при Чемульпо он действовал против «Варяга» и «Корейца» в паре с крейсером «Такачихо» и был сильно поврежден. Командир «Корейца» Беляев говорил после боя, что с канонерской лодки видели попадание в четвертый в линии японский крейсер. Учитывая то, что крейсера «Асама» и «Чиода», как самые сильные в эскадре, выдвинулись вперед и были в стороне от основной группы японских кораблей, то четвертый в линии как раз и был «Акаси». Это соответствует схеме боя, составленной на «Варяге». Интересно, что даже в японском «Описании военных действий на море…», которое долго вводило в заблуждение не только русскую, но и мировую общественность, «Акаси» исчезает из состава флота Японии в разгар войны на полгода. И его место занимает крейсер «Цусима». Именно «Акаси» угодил под огонь тяжелых орудий «Корейца», который совсем не был поврежден. Совершенно очевидно, что эти полгода отсутствия в японском флоте объясняются тем, что «Акаси» был на ремонте. Этот факт есть и в других исторических источниках.
Японский броненосный крейсер "Чиода" 1891г. Бутылка 3л, диаметр горлышка 25 мм.
Крейсер «Чиода» был построен в 1891 году в Англии. В бою при Чемульпо находился вместе с «Асамой» в головной группе и принял вместе с ним основной удар русских кораблей. Получив повреждения, заметно отставал от «Асамы» и в заключительной фазе вышел из боя. Любопытно поведение японского адмирала Уриу на следующий день после боя. Он отправил в Сасебо легкий крейсер «Ниитака», а следом «Чиода» с напутствием «дойти по способности». Одновременно адмирал запросил срочной помощи (!) и вскоре к его эскадре присоединились канонерские лодки «Осима» и «Акаши». Странные поступки для адмирала после боя, в котором он не понес никаких потерь! Все это говорит о том, что в противовес лжи и выдумкам о «Варяге» и «Корейце», русские моряки исключительно эффективно применили вверенное им оружие. Ими были тяжело повреждены «Асама» (6 месяцев ремонта) и «Акаси» (также 6 месяцев ремонта), легко повреждены крейсера «Чиода» и «Ниитака», потоплен миноносец "Кусуда". Слава русскому флоту и героям Чемульпо!
Японский тяжелый броненосный крейсер "Асама". Бутылка 3л, диаметр горлышка 25 мм.
Японский тяжелый броненосный крейсер «Асама» был построен в Англии в 1899 году. Это был самый мощный корабль эскадры адмирала Уриу. Только он один из японских кораблей превосходил «Варяг» втрое по мощи бортового залпа. Толщина брони бортового пояса делала «Асаму» практически неуязвимым для снарядов «Варяга». А ведь было еще 14 других японских кораблей. Именно с его борта прозвучал первый выстрел по «Варягу» при Чемульпо 27 января 1904 года. В ходе сражения «Асама» нанес серьезные повреждения «Варягу», но и сам сильно пострадал, хотя этот факт до сих пор усиленно скрывается японской стороной. Пассажиры задержанного японцами русского парохода «Аргунь», видевшие крейсер в Сасебо, свидетельствовали: на «Асаме» не было ни одной трубы, кормового мостика, все мачты сбиты, палуба страшно искорёжена. Крейсер был доставлен в Сасебо на буксире.Японский бронепалубный крейсер "Ниитака" . Бутылка 3л, диаметр горлышка 25 мм.
Японский легкий крейсер «Ниитака» был построен в январе 1904 года в Йокосуке, в Японии. В бою с «Варягом» и «Корейцем», совместно с флагманским кораблем «Нанива», находился во второй группе японских кораблей. Адмирал Уриу расставил 6 крейсеров по 3 пары вдоль узкого канала, по которому из порта Чемульпо прорывались «Варяг» и «Кореец». Через 15 минут после начала боя встал в голове группы, поменявшись с «Нанивой» местами из-за опасности огня русских кораблей для флагмана. Получил легкие повреждения и на следующий день был отправлен в японский порт Сасебо на ремонт.
Японский крейсер "Такачихо". Бутылка 3л, диаметр горлышка 25 мм.
Японский легкий крейсер «Такачихо» и однотипный с ним "Нанива" был спроектирован в Японии и построен в Великобритании в 1885 году. На "Наниве" в бою при Чемульпо держал свой флаг Адмирал Уриу. Оба крейсера в бою с "Варягом" и "Корейцем" не получили повреждений.
Морские династии России были связаны не только службой, но и родственными связями. Так "варяжцы" связаны с династией русских военных моряков Анжу. Непосредственный исполнитель затопления "Варяга" мичман Сокол-Черниловский был женат на двух правнучках адмирала Анжу. Это тоже очень интересный человек, герой и гордость России.Фото автора сайта и Кирилла Игоревича Шалахина – потомка знаменитого полярного исследователя Арктики и адмирала Петра Федоровича Анжу (1866 год). П.Ф. Анжу вместе с П.Н. Ильиным, И.А. Бережных и А.Е. Фигуриным в 1821-23гг. исследовал северные берега Сибири между устьями рек Оленек и Индирка и описал их. На основании астрономических наблюдений составил карту Новосибирских островов. Экспедиция Анжу прошла около 14000 км, доказав, что опись берегов можно вести с моря. Первым изучил состояние движущихся и паковых льдов в море Лаптевых, господствующие течения и ветра, суточные и сезонные колебания температур воздуха и воды, характер грунта, сделал многочисленные промеры глубин, определили магнитные склонения и наклонения и их годовые изменения, высоты приливов и отливов и пр. Успеху экспедиции способствовала дружба между русскими членами экспедиции и местным населением – якутами. Анжу всегда прислушивался к советам местных о том, как одеваться, питаться, о приметах плохой погоды, использовал собачьи упряжки (около 400 собак) и оленей для передвижения. Поэтому в экспедиции Анжи не погиб ни один человек (редчайший случай в то время). Уважение якутов Анжу заслужил и тем, что никогда не бросал и не убивал раненых и больных собак, а возвращал обратно в селения. Экспедиция имела успех даже тогда, когда от чумки пало больше половины упряжных собак. Местные жители, питая к П.Ф. Анжу и членам его экспедиции огромное уважение, всегда выручали их в трудные моменты.
|